Версия для слабовидящих
Главная > Сведения об образовательной организации > Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса
 
Детский сад общеразвивающего вида №6 «Берёзка» Московская область
Администрация города Лобня
Управление образования


Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №6 «Берёзка»
 Главная Сведения об образовательной организации Наша жизнь Методическая копилка

Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса

МБДОУ детский сад № 6 «Берёзка» — отдельно стоящее двухэтажное здание.

Детский сад был открыт в 1986 году для детей от 2 до 7 лет и был рассчитан на 230 мест (12 групп). В 2013 году был пристроен новый корпус на 4 группы. С сентября 2013 года функционирует 14 групп.

Общая площадь здания 3373,5 кв. м.

Площадь земельного участка составляет 10 901 кв. м.

Имеются: центральное отопление, водопровод, канализация.

Для обеспечения функционирования МДОУ имеются: пищеблок, медицинский кабинет, изолятор, прачечная.

Для организации учебно-воспитательного процесса в детском саду имеются: групповые комнаты — 14; спальные комнаты — 14; приёмные — 14.

Оборудованы: 2 кабинета логопеда, методический кабинет, кабинет заведующего, кабинет заместителя заведующего по АХЧ, кабинет заместителя заведующего по безопасности, кабинет психолога с сенсорной комнатой, кабинет делопроизводителя, 2 кабинета для проведения кружковых занятий.

На территории ДОУ имеется 6 прогулочных участков, огород, три цветника, разбита «Экологическая тропа».

Установлена АПС, СО, Средство тревожной сигнализации.

Предметно-развивающая среда организуется на принципах комплексирования, свободного зонирования и подвижности в соответствии с рекомендациями В. А. Петровского «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении»: «жизненная среда может и должна развивать и воспитывать ребёнка, служить фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии со взрослыми и с другими детьми».

Чтобы обеспечить психологическую защищённость, развитие индивидуальности ребёнка, мы учитываем основное условие построения среды — личностно-ориентированную модель. Позиция взрослых при этом исходит из интересов ребёнка и перспектив его развития.

Мебель подобрана по ростовым показателям и расположена в соответствии с требованиями Госсанэпиднадзора. Расстановка мебели, игрового и дидактического материала в групповых комнатах согласовывается с принципами развивающего обучения, индивидуального подхода, дифференцированного воспитания.

Задачи оформления:

  • реализовать личностно-ориентированную модель воспитания: воспитатель строит общение «глаза в глаза»;
  • стимулировать развитие игровой деятельности детей (игрушки, атрибуты, модульная мебель, нестандартная архитектура позволит придумывать новые сюжеты игр);
  • реализовать потребность в движении (лазанье, прыжки, ловля, ползание);
  • развивать самостоятельность (вмешательство взрослых сведено до минимума).

Предметная среда строится с учётом организации деятельности детей:

а) в обучающей деятельности — подбор дидактического материала, который будет соответствовать изучаемой теме;

б) для совместной деятельности воспитателя с детьми. Взрослый дополняет, насыщает, изменяет предметную среду материалами для игры, рисования, конструирования и других видов деятельности в соответствии с возникшими у детей интересами;

в) для самостоятельной деятельности детей. Создаются условия для развития, творческого самовыражения, осознания себя, кооперации с равными, без взрослых посредников, для свободного упражнения в способах действия и умениях, замысле и реализации собственных задач.

Ведётся постоянная работа над модернизацией среды, поиск более совершенных форм:

  • оборудование кабинетов, групповых комнат современными средствами ТСО;
  • обогащение уголков для экспериментально-исследовательской деятельности детей;
  • пополнение кабинетов узких специалистов современным дидактическим многофункциональным материалом.

В группах оформлены центры (зоны) художественного творчества, конструктивно-строительный, речевой, познавательно-экспериментальный, экологический, нравственно-патриотический, спортивный, игровой, уголки уединения.

Таким образом, в ДОУ:

  • создана предметно-развивающая среда, способствующая развитию познавательной сферы и сберегающей психофизическое здоровье ребёнка;
  • в группах младшего дошкольного возраста собран дидактический и игровой материал по сенсорному развитию детей;
  • составлены разнообразные и содержательные развивающие игры;
  • физкультурно-оздоровительные центры, уголки пополнились тренажёрами, в том числе и нестандартным оборудованием;
  • помещения групп оформлены художественными творческими работами детей;
  • оборудованы кабинет учителя-логопеда, кабинет педагога-психолога, сенсорная комната;
  • устроены уголки природы, ПДД, книжные уголки, музыкальные уголки, коррекционные уголки (с подбором дидактических и развивающих игр), физкультурные уголки, игровые зоны в групповых помещениях.

Наличие условий для реализации направлений деятельности

Направление деятельности Помещение Оборудование
I. Физкультурно-оздоровительное Физкультурные залы Спортивный комплекс, скамейки, стенка гимнастическая, маты разной направленности, доска гладкая с зацепами, кегли, кольцебросы, мишени, кубы деревянные, дуги, ленты, мешочки с грузом, мячи разного размера, обручи разных размеров, палки гимнастические, скакалки, стойки переносные для прыжков, фишки, конусы для разметки игрового поля, шнур плетёный, щит баскетбольный навесной с корзиной, лестница для перешагивания, мягкие модули: «Козёл» для перепрыгивания, «Перекати-поле», набор для подлезания.
Спортивная площадка на территории ДОУ Гимнастический комплекс, щиты для метания, щит баскетбольный, шины для ходьбы.
Группы Спортивный инвентарь: мячи, кегли, кольцебросы, скакалки, султанчики, детские спортивные игры, массажные коврики, музыка для релаксации, стаканчики для полоскания рта; сухие бассейны, мягкие модули, горка, центр воды и песка.
II. Познавательно-речевое

Группы

Дидактические пособия (настольные дидактические игры, наборы геометрических фигур, предметные и сюжетные картинки, схемы, строители, конструкторы, игрушки,.
Природные уголки: разнообразные растения; живые объекты: попугаи, рыбы, черепаха; материал для опытнической деятельности. Календари наблюдения за природой, «Копилки» времён года.
Дидактический материал для рассматривания: альбомы, открытки, календари, слайды, марки, значки, книжные уголки.
Методический кабинет Дидактические альбомы, макеты разной направленности, детская литература, муляжи, методическая литература по темам, наборы картин и картинок серии «Окружающий мир»; дидактический материал по краеведению, ОБЖ, правилам дорожного движения, подборки игр.
Кабинет логопеда Пособия, предметные и сюжетные картинки, материал для обследований, предметные игрушки, игрушки на развитие сенсорики, дидактические игры, мелкие сухие бассейны, центр воды и песка, пособия и игры для развития мелкой моторики; мелкий строитель; зеркала, логопедические зонды; трафареты.
Коридоры Уголок «Моя Родина Россия», выставки детского творчества
Территория ДОУ Экологическая тропа, огород, цветники.
III. Художественно-эстетическое Театрализованная деятельность
Музыкальный зал Ширма, детские костюмы, куклы би-ба-бо, шапочки персонажей.
Группы Куклы для кукольного театра: пальчиковые, би-ба-бо, театр на фланелеграфе, теневой, игрушки и декорации для настольного театра. Шапочки персонажей: из картона, ткани, эмблемы, фартучки. Ширмы, элементы костюмов.
Кабинет логопеда Настольный, пальчиковый театры, элементы костюмов, шапочки персонажей.
Кабинет для проведения кружковых занятий Видеопроектор, экран; мебель по возрастам, кукольный театр Би-ба-бо, ширма, сцена
Музыкальная деятельность
Музыкальный зал Пианино, аккордеон, баян, музыкальный центр, музыкальные записи, детские музыкальные инструменты, музыкальные игрушки, игрушки самоделки, музыкальные пособия, портреты композиторов.
Группы Магнитофоны, магнитофонные записи, музыкальные игрушки, музыкальные инструменты, игрушки самоделки.
Кабинет логопеда Магнитофон, магнитофонные записи, музыкальные игрушки.
Методический кабинет Компьютер, музыкальные диски.
Изобразительная деятельность
Методический кабинет Материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства — живописью, графикой, скульптурой, предметами народных промыслов.
Группы Уголки изобразительной деятельности, выставки детского творчества, материал для рассматривания: альбомы, открытки, изделия из финифти, игрушки народных промыслов.
Коридоры Тематические выставки детского творчества.
Кабинет для проведения кружковых занятий Видеопроектор, экран; мебель по возрастам
IV. Социально-личностное Группы Альбомы «Я и моя семья», Портфолио ребёнка.
Кабинет психолога и сенсорная комната Пособия, предметные и сюжетные картинки, материал для обследований, предметные игрушки, игрушки на развитие сенсорики, дидактические игры, центр воды и песка, пособия и игры для развития мелкой моторики; мелкий строитель; трафареты; воздушно-пузырьковые трубки, декоративно-развивающие панели; свето-звуковые панели.

Условия питания и охраны здоровья воспитанников

Организация питания в ДОУ возлагается на дошкольное образовательное учреждение. ДОУ обеспечивает гарантированное сбалансированное питание детей в соответствии с их возрастом и временем пребывания в Учреждении по нормам, установленным законодательством.

Устанавливается 4х-разовое питание детей. Питание детей в Учреждении осуществляется в соответствии с примерным перспективным 10-дневным меню, рекомендованным управлением Роспотребнадзора. Меню составляется заведующим.

В ДОУ используется примерное 10-ти дневное меню, рассчитанное на 2 недели, с учётом рекомендуемых среднесуточных норм питания.

На основании примерного 10-ти дневного меню ежедневно составляется меню — требование установленного образца, с указанием выхода блюд для детей дошкольного возраста.

Проводится круглогодичная искусственная C-витаминизация готовых блюд.

Ежедневно поваром отбирается суточная проба готовой продукции, которая хранится 48 часов.

Продукты завозятся в ДОУ в соответствии с заключёнными договорами и принимаются при наличии сертификата качества и накладной.

Рациональное питание — залог здоровья

Рациональное питание детей дошкольного возраста — необходимое условие их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды.

Основным принципом правильного питания дошкольников служит максимальное разнообразие пищевых рационов. Ежедневный набор продуктов — мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца, овощи и фрукты, хлеб, круп.

Правильное рациональное питание — важный и постоянно действующий фактор, обеспечивающий процессы роста, развития организма, условие сохранения здоровья в любом возрасте.

Первые блюда представлены различными борщами, супами, как мясными, так и рыбными.

В качестве третьего блюда — компот из свежих фруктов или сухофруктов.

На завтрак готовятся различные молочные каши, блюда из творога, яичные омлеты. Из напитков на завтрак даётся злаковый кофе с молоком, молоко, чай, какао.

На второй завтрак детям предлагаются фрукты, фруктовые соки.

Санитарно-гигиенический режим на пищеблоке

Выполнение санитарно-гигиенических правил в пищеблоке нашего учреждения регламентируется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН2.4.1.3049-13 (далее — СанПиН).

Устройство, оборудование, содержание пищеблока учреждения соответствует санитарным правилам к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья.

Пищеблок оборудован необходимым технологическим и холодильным оборудованием. Всё технологическое и холодильное оборудование находится в рабочем состоянии.

Технологическое оборудование, инвентарь, посуда, тара изготовлены из материалов, разрешённых для контакта с пищевыми продуктами. Весь кухонный инвентарь и кухонная посуда имеют маркировку для сырых и готовых пищевых продуктов. При работе технологического оборудования исключена возможность контакта пищевого сырья и готовых к употреблению продуктов.

Кухонная посуда, столы, оборудование, инвентарь промаркированы и используются по назначению.

Пищевые отходы на пищеблоке и в группе собирают в промаркированные металлические вёдра с крышками, очистка которых проводится по мере заполнения их не более чем на 2/3 объёма.

В помещениях пищеблока ежедневно проводят уборку: мытьё полов, удаление пыли, протирание труб, подоконников; еженедельно с применением моющих средств проводят мытьё стен, осветительной арматуры, очистку стёкол от пыли и копоти и т. п.

Один раз в месяц проводится генеральная уборка с последующей дезинфекцией всех помещений, оборудования и инвентаря.

В помещениях пищеблока 1 раз в квартал проводится дезинсекция и дератизация силами специализированных организаций.

Пищевые продукты, поступающие в учреждение, имеют документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность. Качество продуктов проверяет заведующий. Пищевые продукты без сопроводительных документов, с истекшим сроком хранения и признаками порчи не допускаются к приёму.

Особо скоропортящиеся пищевые продукты хранятся в холодильных камерах и холодильниках при температуре +2…+6 °C, которые обеспечиваются термометрами для контроля за температурным режимом хранения.

Кисломолочные и другие готовые к употреблению скоропортящиеся продукты перед подачей детям выдерживают в закрытой потребительской упаковке при комнатной температуре до достижения ими температуры подачи 15 °C ± 2 °C, но не более одного часа.

При приготовлении пищи соблюдаются следующие правила:

— обработку сырых и варёных продуктов проводят на разных столах при использовании соответствующих маркированных разделочных досок и ножей;

— для раздельного приготовления сырых и готовых продуктов используются не менее 2 мясорубок.

Питание детей соответствует принципам щадящего питания, предусматривающим использование определённых способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключает жарку блюд.

При кулинарной обработке пищевых продуктов соблюдаются санитарно-эпидемиологические требования к технологическим процессам приготовления блюд.

Обработку яиц перед использованием в любые блюда проводят в специально отведённом месте мясо-рыбного цеха, используя для этих целей промаркированные ёмкости.

Горячие блюда (супы, соусы, горячие напитки, вторые блюда и гарниры) при раздаче имеют температуру +60…+65°C; холодные закуски, салаты, напитки — не ниже +15 °C.

Изготовление салатов и их заправка осуществляется непосредственно перед раздачей.

Фрукты, включая цитрусовые, тщательно промывают в условиях цеха первичной обработки овощей в моечных ваннах.

Входной контроль поступающих продуктов осуществляет заведующий. Результаты контроля регистрируются в специальном журнале.

Отслеживается соблюдение сроков прохождения медицинских обследований персоналом с обязательными отметками в санитарных книжках; проводятся ежедневные осмотры работников пищеблока на наличие гнойничковых заболеваний кожи, контролируется соблюдение личной гигиены сотрудниками пищеблока.

Каждый сотрудник пищеблока ознакомлен под роспись с инструкциями по режиму работы в пищеблоке. Инструкции изготовлены в виде моющихся табличек и вывешены на стенах непосредственно на рабочих местах, что не затрудняет проведение санитарной обработки стен. Все инструкции составлены в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13

Контроль за качеством питания, разнообразием и витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения, соблюдением сроков реализации продуктов возлагается на заведующего, повара.

Кроме этого в ДОУ имеется бракеражная комиссия, которая следит за правильной закладкой продуктов, соблюдением правил кулинарной обработки и правильностью порционирования при раздаче.

Охрана и укрепление здоровья детей

В нашем образовательном учреждении строго соблюдаются правила и меры безопасности. Сотрудники относятся ответственно к формированию здоровья детей в ДОУ.

Заведующим, воспитателем ведётся строгий контроль за охраной здоровья воспитанников. Существуют определённые правила охраны жизни и здоровья детей. Ответственный по ОТ ДОУ систематически проводит технические осмотры помещений детского сада, соблюдение всеми сотрудниками правил пожарной безопасности. Также педагогом проводятся инструктажи с детьми: по пожарной безопасности, технике безопасности, правила поведения на дороге, в общении с посторонними людьми. Все опасные предметы вне зоны досягаемости для детей. Для проведения занятий выдаются ножницы с затупленными концами, только под руководством и надзором воспитателя. Так же в целях охраны здоровья детей в ДОУ приведён в порядок и участок, на котором дети гуляют. Все ямы засыпаны, ежедневно проверяется отсутствие предметов, которые могут нанести вред здоровью ребёнка. Все игровые снаряды, в исправном состоянии. В зимний период территория ДОУ систематически очищается от снега.

Охрана здоровья в ДОУ — задача очень важная и ответственная. О наличии заболеваний сотрудники ДОУ сообщают фельдшеру «Александровского ФАПА». Помещения, в которых находятся дети, ежедневно убираются и проветриваются. Воспитатель не только обучают детей и развивают их умственные способности, но и следят за тем, чтобы здоровье детей не пострадало, а наоборот крепло и улучшалось.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения т.к. формирование здорового образа жизни начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребёнка в МДОУ направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнёрская совместная деятельность педагога и ребёнка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Поэтому педагоги ДОУ стараются правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребёнка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, — к ценностям здорового образа жизни. Основные компоненты здорового образа жизни: рациональный режим, правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма, сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Режим дня в ДОУ соблюдается на протяжении всего дня. От этого зависит здоровье и правильное развитие. При проведении режимных процессов педагоги придерживаются следующих правил:

1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).

2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.

3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.

4. Формирование культурно-гигиенических навыков.

5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.

6. Учёт потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Работа по физическому воспитанию дошкольников в МДОУ строится с учётом возрастных и психологических особенностей детей при чётко организованном медико-педагогическом контроле, соблюдении оптимального двигательного режима.

Физкультурно-оздоровительная работа осуществляется в следующих формах:

  • утренний приём детей на свежем воздухе (в тёплый период года);
  • проведение утренней гимнастики (на свежем воздухе в тёплый период года), физкультминуток, динамических пауз, игр с движениями в свободной деятельности;
  • организованная двигательная деятельность, согласно учебному плану (с обязательным проведением одного занятия на свежем воздухе);
  • музыкально-ритмические движения;
  • спортивные досуги и развлечения;
  • гимнастика пробуждения, дыхательные упражнения;
  • ежедневный режим прогулок — 3-4 часа;
  • сбалансированное питание.

Основными условиями формирования двигательной культуры являются:

  1. Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.
  2. Развитие воображения при выполнении двигательных действий.
  3. Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.

Педагогические работники образовательных учреждений проходят периодические бесплатные медицинские обследования за счёт средств учредителя.

Взаимодействие с семьёй в процессе охраны и укрепления здоровья детей при поддержке дошкольного учреждения состоит в конструировании природо- и культуросообразной модели поведения, мотивации на готовность принимать помощь и поддержку от специалистов ДОУ в вопросах сохранения и укрепления здоровья ребёнка, на активное участие в физкультурно-оздоровительной работе и создании культурных традиций детского сада. В целях создания единого образовательного пространства для детей, родителей и педагогов проводятся совместные мероприятия, в которых участвуют дети вместе со своими родителями.

Профилактика детского травматизма

Ответственность за жизнь и здоровье детей в ДОУ несёт заведующий детским садом, как руководитель данного учреждения. Поэтому она работает в тесном контакте с воспитателем. Разрабатываются мероприятия и сроки по профилактике детского травматизма.

Для предотвращения распространения инфекции в детском саду контролирует соблюдения сроков прививок.

В целях предупреждения пищевых отравлений контролирует строгое соблюдение санитарно-противоэпидемического режима на пищеблоке.

Строго следит за сроками реализации и условиями хранения продуктов, технологии приготовления пищи и брокеража.

Осуществляется контроль за организацией и проведением санпросветработы среди персонала и родителей.

В целях предупреждения респираторных инфекций строго руководствуется приказом Министерства здравоохранения и Министерства просвещения РСФСР № 177/56 от 10.03.1978 «Об улучшении работы по профилактике острых респираторных вирусных инфекций и гриппа в дошкольных учреждениях» и контролирует его выполнение в коллективе.

Своевременно проводит инструктаж с персоналом по охране жизни и здоровья детей 2 раза в год. В ДОУ проводятся профилактические прививки, за планирование, проведение, учёт, отчётность которых несёт фельдшер «Александровского ФАПа».

  • На территории детского сада:

На участках и вокруг всей территории посажены деревья и кустарники, не представляющие опасности детям, которые своевременно постригаются и убираются сухие ветки и корни.

Участки детского сада своевременно убираются от мусора и посторонних предметов.

Своевременно проводится ремонт оборудования участков и изгородей.

  • В помещениях ДОУ:

Вся мебель пронумерована, оборудование надёжно закреплено.

Батареи отопления ограждены деревянными щитами.

Все выходы и входы из здания освещены.

  • С персоналом ДОУ:

На производственных совещаниях рассматриваются темы:

  1. Соблюдение техники безопасности в помещении и на участке детского сада
  2. Правильное хранение моющих и дезсредств.
  3. Правильная организация прогулки.
  4. Проведение инструктажа по технике безопасности 1 раз в 6 месяцев.
  5. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей.
  6. Чистота помещения — залог сохранения здоровья детей.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

Доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административным, педагогическим работникам и специалистам.

Доступ воспитанников к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не предусмотрен основной образовательной программой ДОУ.

Одним из важных направлений в деятельности ДОУ является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).

В свободном доступе для детей в ДОУ компьютеров не имеется, для педагогов и административного управления — 14 ноутбуков (для педагогов в группах), а также 10 персональных компьютеров у администрации и специалистов, которые имеют выход в Интернет.

В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог ДОУ при помощи администратора точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно-образовательных задач.

Рассматривая процессы повышения эффективности образовательного и управленческого процессов через призму информатизации, мы считаем, что компьютер может и должен стать тем инструментом, который позволяет:

  • повысить эффективность образовательного процесса, так как: включение в образовательную деятельность мультимедиа-материалов (видео, звука, иллюстрационного материала) повышает её наглядность;
  • использование цифровых образовательных ресурсов предметной направленности позволяет организовать изучение материала каждым воспитанником индивидуально, в наиболее предпочтительном для него темпе;
  • сетевые возможности компьютера позволяют выйти в поисках необходимой информации за рамки группового помещения, того объёма информации, которая предоставляется воспитателем или родителями.

В ДОУ создан постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация о деятельности учреждения, её основных направлениях; об истории и развитии ДОУ, его традициях, о воспитанниках, о педагогических работниках.

На сайте ДОУ размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса — публичный отчёт заведующего, документы, регламентирующие работу детского сада.

Координация и информационно-методическое обеспечение осуществляется заместителем заведующего по УВР.

© МБДОУ детский сад №6 «Берёзка», 2011–2019. История изменений